Поверните ваше устройство
Поверните ваше устройство
Рынок коммерческой и жилой недвижимости в нашей стране начал свое становление во второй половине 90х годов. Если сравнивать срок его существования с любой цивилизованной страной, то легко ответим на вопросы, которые часто задают, делая попытку понять: где мы, почему мы такие, куда мы идем и когда дойдем до уровня развития рынка, тех самых цивилизованных стран.
Мы младенцы на фоне давно выросших взрослых, профессиональных, технологически развитых, зарабатывающих большие и очень большие деньги рынков развитых Европейских стран, Америки, развитых Азиатских стран.
Отсюда, слабая архитектура, допотопные строительные технологии, проблемы с финансированием проектов. И если с технологиями и финансированием света в конце туннеля почти не видно, архитектура и архитектурная мысль последние 4-5 лет развивается очень быстрыми темпами.
Долгое время девелоперов, покупателей и, естественно, архитекторов устраивали стандартные типовые проекты.
Позиция девелоперов была примерно следующей: «Хочу построить жилой дом (офисный центр), метров хочу получить как можно больше, и потратить хочу в соответствии рынком или дешевле». Такой была постановка задачи. И на выходе “красота”, которой сейчас все возмущены.
Период конца 90 х начала 2000 х оставил страшные шрамы на теле Города. Но время менялось, открылись границы и возможности, рынок развивался, конкуренция увеличивалась, развивались и девелоперы, появлялись новые, амбициозные. Вместе и ними менялся и клиент-покупатель. Более избирательный, образованный, повидавший города и страны. Ему стала нужна не просто своя квартира, не просто в таком-то районе, за такие-то деньги. Захотелось чего-то большего. Тот, из девелоперов, кто пытался изучить и понять эти потребности, понимал, что прежние подходы к проектам нужно менять.
У проектов появилось лицо, свои имена, стиль, инфраструктура, парковки, подтянулась архитектура.
Так, постепенно, эволюционным путем рынка пришел к своему очередному этапу развития. Стало очевидно – чтобы быть успешным на рынке нужны серьезные концепций, интересная архитектуры, продуманной инфраструктуры. Девелопер стал более разборчив в выборе площадок для новых проектов.
Говоря об архитектуре, отметим, что наряду с именитыми специалистами, появились молодые, амбициозные, получившие образование на Западе, думающие архитекторы. Именно они и создают те 5-10% по-настоящему новой, интересной архитектуры на нашем рынке. И, конечно же, изменились и сами девелоперы, среди которых появились смелые люди, готовые браться за амбициозные проекты, и менять рынок в качественно лучшую сторону.
Немаловажным драйвером развития рынка стала возросшая инвестиционная привлекательность недвижимости. При низком уровне доверия к банковской системе люди инвестируют свободные деньги именно в строительство.
Однако чуть ли не самые кардинальные изменения можно наблюдать в самой характеристике недвижимости. Всегда главным критерием выбора недвижимости было принято называть 3 главных элемента: место, место и место.
Теперь западные специалисты все чаще называют другие 3 главных элемента:
Люди, люди и люди. Именно люди являются генераторами прибыли для любого бизнеса, и девелопмент – не исключение. Чтобы хорошо продать недвижимость, тебе нужны, в первую очередь, клиенты. И девелопер должен предложить им не просто квадратные метры, а пространство, где они хотели бы жить, общаться, заниматься бизнесом. Именно поэтому сегодня появляется все больше и больше проектов mixed-use.
Данная концепция должна нивелировать все минусы проживания в спальных районах столицы. Условно говоря, это комьюнити, в котором комфортно, безопасно и интересно жить, работать, отдыхать, заниматься спортом, там продуманы транспортные связи в виде высококачественных транзитных узлов, связывающих районы и доступных видов общественного транспорта. Это безопасная и комфортная для жизни среда обитания. Именно потому местные жители спокойно передвигаются внутри такого жилого комплекса или района пешком.
Сегодня одна из самых интересных и стимулирующих задач, которую должны решать девелоперы вместе с архитекторами в своих проектах – создание интересных мест. Люди идут туда, где интересно и люди не любят места, где нет других людей. Это означает, что интересные места становятся коммерчески более привлекательными, стоимость квадратного метра в них растет, растет она и в окружении, вначале ближайшем, а и более дальнем. И чем больше таких интересных мест, тем привлекательней район.
Возвращаясь к рынку Киева, отмечаем, что уже сегодня существует несколько проектов, которые подтверждают новые акценты в оценке привлекательности недвижимости от места к людям.
Сегодня на рынке появляется все больше интересных, продуманных проектов. Почти каждый новый объект – попытка продемонстрировать что-то свежее, особенное. Ведь архитекторы и девелоперы не живут в вакууме – они ездят, смотрят, впитывают. И это обеспечивает уверенное движение вперед в вопросах развития городской архитектуры. Я убежден, что уже в скором времени непродуманная, эстетически и визуально непривлекательная архитектура уйдет.
Эволюция рынка неизбежна. Наши дети, будут жить в современной, интересной и разнообразной среде. Именно они станут на рынке заказчиками новой, еще более качественной архитектуры.
Полную версию интервью читайте на PRAGMATIKA
Поделиться
Facebook